Главная / Статьи / Тротуарная плитка
Тротуарная плитка: виды, характеристики, свойства
Тротуарная плитка - искусственное покрытие для мощения дорог, тротуаров, парковок, площадей, подходов к зданию, имитирующее брусчатку из натурального камня. В настоящее время тротуарная плитка, изготовленная из песко-цементной смеси или глины, благодаря высоким эксплуатационным и эстетическим качествам является наиболее популярным и широко используемым материалом для мощения.
1. История тротуарной плитки
2. Методы производства тротуарной плитки
3. Как выбрать толщину тротуарной плитки?
4. Укладка тротуарной плитки
История тротуарной плитки
История бетонной тротуарной плитки берет свое начало в Голландии 19 века, где из-за нехватки природных камней для мощения дорог был изобретен способ изготовления искусственного камня из бетона. Технология оказалась успешной и стала активно применяться по всей стране и в соседних странах. Спустя несколько лет тротуарная плитка из бетона достигла Америки.
В России тротуарная плитка появилась в начале 20 века, однако в силу грандиозных событий того времени, новый материал не успел прижаться и был надолго забыт.
Массовое производство тротуарной плитки в нашей стране началось только в 70-80-х годах прошлого века и было далеко от идеала. Первые тротуарные плиты квадратной и прямоугольной формы производились из железобетона. Привычные нам фигурные элементы мощения стали изготавливать только в 90-х годах методом вибролитья. Технология не была отлажена, из-за чего страдало качество конечного продукта. Со временем опыт зарубежных производителей, внедрение современных технологий, использование качественного сырья позволили получать бетонную брусчатку высокого качества, разнообразных форм, цветов и фактур, устойчивую к жестким погодным условиям, механическим воздействиям и потере цвета. Бетонная тротуарная плитка приобрела заслуженную популярность и успешно заменила собой непрактичный асфальт и серые бетонные плиты. Сейчас любое строительство завершается оформлением прилегающей территории бетонной брусчаткой, а реставрационные городские работы обязательно включают в себя замену старого покрытия тротуаров и площадей на элегантную и аккуратную тротуарную плитку.
Методы производства тротуарной плитки
Существует три основных способа производства тротуарной плитки из бетонной смеси:
- Вибропрессование - наиболее распространенный способ изготовления плитки.
Вибропрессованная плитка производится из полусухих пескобетонных смесей. Технология вибропрессования заключается в том, что вибрирование бетонной смеси в прессформе производится под давлением на вибропрессе. Преимущества вибропрессованной тротурной плитки: шероховатая поверхность, высокая прочность (М200-М400), высокая морозостойкость (F250-300), строгая геометрия форм и параллельность поверхностей, большой срок службы (40-60 лет), низкое водопоглощение (3-6%). - Гиперпрессование - второй способ производства плитки из полусухих бетонных смесей.
В основе метода лежит прессование песко-цементной смеси под очень высоким давлением. От предыдущего способа он отличается отсутствием необходимости использовать вибрацию. Производство идет с помощью гиперпресса - гидравлического пресса с одно- или двухсторонним действием. Преимуществом данного метода является высокая производительность, автоматизация большей части процесса, а также возможность сократить рабочее оборудование за счет высокой прочности готовых изделий. Методом гиперпрессования также производят облицовочный кирпич высокого качества и большого разнообразия цветов. - Вибролитье.
Метод вибролитья реализуется путём вибрации бетонной смеси в форме на вибростоле. В связи с высоким водоцементным соотношением уменьшается окончательная морозостойкость изделия, которую приходится увеличивать дополнительным количеством цемента, дорогими добавками, что увеличивает себестоимость плитки. Тротуарная плитка, получаемая литьевым методом, имеет гладкую лицевую поверхность, зимой она покрывается тонким слоем льда и становится скользкой.
Отдельно стоит рассмотреть изготовление клинкерной тротуарной плитки.
Клинкерная плитка изготавливается из тугоплавкой глины по аналогии с керамическим кирпичом, но при более высоких температурах. Преимущества такой плитки: прочность, морозостойкость, износостойкость. Марка прочности - не ниже М450, морозостойкость - F200 – F300 и более, водопоглощение - до 5%, срок службы – более 100лет. Но и стоимость такой тротуарной плитки значительно выше, чем бетонной.
Как выбрать толщину тротуарной плитки?
При выборе толщины тротуарной плитки следует руководствоваться правилом: чем прочнее основание, тем меньшей высоты может быть применена брусчатка.
Зависимость толщины тротуарной плитки от назначения
Данные, приведённые в таблице, носят рекомендательный характер:
Основание | Толщина, мм | Назначение |
песчаное | 30-45 | устройство дачных дорожек |
40-60 | устройство пешеходных тротуаров | |
щебеночное | 50-60 | проезд легкового транспорта |
80 | проезд грузового транспорта | |
бетонное | 40-60 | проезд легкового транспорта |
60-100 | проезд грузового транспорта |
Укладка тротуарной плитки
Срок службы тротуарной плитки зависит от качества плитки, технологии кладки и качества работ.
Как правило, основанием для кладки тротуарной плитки служит подушка из щебня и песка. В отдельных случаях для усиления основания на песчано-гравийной подушке устраивается бетонная стяжка. Правильное основание не позволит дорожке или площадке "просесть" и обеспечит долголетие мощению. Дорожка представляет собой "пирог" из геотекстиля, щебня, песка, цементно-песчаной смеси (иногда тротуарная плитка может укладываться на цементный раствор), тротуарной плитки. Необходимо правильно рассчитать глубину основания, чтобы рационально использовать щебень и песок. Каждый слой основания тщательно утрамбовывается (как правило, виброплитой). Чтобы избежать отклонений по цвету, рекомендуется заказывать необходимый объем тротуарной плитки единовременно, при укладке брать плитку из нескольких паллет (поддонов).
Памятка по укладке и эксплуатации тротуарной плитки BRAER (*.pdf, 1,33Mb)
Стандартный «пирог» под тротуарную плитку (один из вариантов).
- Грунт.
- Геотекстиль.
На грунт (иногда и между слоями пирога) укладывается геотекстиль, это экономит до 50% сыпучих материалов, предотвращает проседание щебня в грунт. Геотекстиль имеет хорошие дренажные свойства, проводя воду насквозь. Дорожка не проседает долгие годы даже на слабых грунтах. Геотекстиль укладывают с нахлестом - 100 мм. - Песок. Толщина слоя - 50 мм
- Щебень. Толщина слоя - 50 - 100 мм
- Песок. Толщина слоя - 30 - 50 мм
- Железобетонное основание толщиной 100 - 150 мм
- Цементно-песчаная смесь. Толщина слоя - 10 - 30 мм
- Брусчатка
Расход цементно-песчаной смеси М150-200 составляет примерно 40кг/м2.